Нравственное воспитание подростков

Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности»

Нравственное воспитание подростков

Светлана Романькова
Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности»

Цель: нравственное воспитание подростков.

Задачи:

– познакомить воспитанников с понятием «нравственность» и четырьмя основными правилами нравственного воспитания;

-формировать потребности и мотивы нравственного поведения подростков;

– развивать умение детей дискутировать и высказывать свою точку зрения;

воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

1. Определение понятия «нравственность» и её роли в жизни современного человека.

Обычно в семье и в школе на первое место ставится изучение основ наук, а наука о том, как стать человеком, то есть как быть благородным и добродетельным, благоверным и добропорядочным, благоразумным и добросовестным, благовоспитанным и добросердечным, – всё это считается приходящим как бы само собой, без специального обучения и воспитания. Поэтому до сих пор нет ни специальной науки, ни учебного плана по изучению и усвоению нравственных категорий и норм поведения. Изучением и усвоением нравственных категорий и норм поведения мы с вами и будем заниматься.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями».

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И.мы видим: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль»(латинское mores-нравы)– это нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности, чувства, суждения.

В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни; его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.

В Советской детской энциклопедии под нравственностью подразумевается совокупность исторически изменяющихся принципов, правил и норм, регулирующих поведение людей.

В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость, порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.

Нравственное воспитание способствует превращению социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности каждого человека, такие как долг, честь, совесть, достоинство. Нравственность играет роль «компаса» поведения, позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм, идеалов она регулирует поведение людей.

Аристотель писал, что человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким. Как вы думаете, почему?

Как вы считаете, ребята, использование законов и правил нравственного поведения нужны человеку меньше, чем знание физики или истории?

2. Выделение и обсуждение основных понятий,связанных с темой занятия:

– добросовестность, доброжелательность;

– добро, сочувствие;

– честь, достоинство, патриотизм;

– законопослушность.

3. Обсуждение с детьми четырёх основных правил нравственного воспитания.

Правило первое. Не делай другому того, чего не желаешь себе. Это правило создаёт условия для творения благородных, благоразумных, благочестивых, благовоспитанных или добродетельных, добропорядочных, добросовестных, доброжелательных, добросердечных поступков.

Правило второе. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности. Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи.

В соответствии с этим правилом человек учится сопереживать, ставить себя на месть другого, чужое горе переживать как своё собственное.

Такой великодушный поступок гарантирует такое же отношение, когда сам будешь нуждаться в сочувствии и благотворительности.

Правило третье. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество.

Данное нравственное правило поможет вам любить свою Родину, свой народ; оно направлено на внедрение в сознание чувства гордости за принадлежность именно к этой стране, независимо от её экономического или другого положения.

Нам должны быть присущи чувства чести и достоинства. Следует обратить внимание детей на то, что через соблюдение этого правила, они вырастут патриотами, готовыми защищать своё Отечество при любых условиях.

Правило четвёртое. Будьте законопослушными, не допускайте нарушения правопорядка. Не соблюдая этого правила, человек неминуемо однажды станет перед законом и разрушит свою судьбу.

4. Разыгрывание ситуаций, похожих на те, что происходили с детьми в школе, дома.

1) А. дразнит Д., зная, что ему это очень не нравится. Д. срывается и начинает кричать в ответ. Мимо проходит С. Видя кричащего Д., он его толкает, требуя замолчать.

Ребята, вы узнаёте себя в этой ситуации? Попробуйте достойно из неё выйти.

Кто и когда здесь поступил неправильно? Какое правило можно использовать для разрешения этой ситуации?

2) В школе вы с одноклассником нашли деньги. Никто этого не видел. Ваши действия. Почему вы поступите именно так?

3) Всем ребятам предстоит служба в армии. Скажите, все ли вы хотите служить и защищать своё Отечество? Кто не хочет идти в армию?Попробуйте отстоять свою точку зрения: служить или не служить.

(Количество ситуаций может быть различным). Далее подростки делятся на пары и предлагают ситуации друг для друга.

5. Рефлексия. Предлагаю воспитанникам записать четыре основных правила нравственного воспитанияи высказывают свою точку зрения по вопросу: что понравилось и что не понравилось на этом занятии, что нового и полезного они узнали для себя.

6. Подведение итогов занятия.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-vospitanie-i-kultura-chetyre-osnovnyh-pravila-nravstvenosti.html

Статья

Нравственное воспитание подростков

Основы нравственного воспитания учащихся подростков.

В настоящее время проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали на тернистый путь преступления.

Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.

По данным российских социологов в настоящее время на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере присутствует и в техникумах, и в вузах, и даже в школах.

Обратим внимание на развитие духовного потенциала подростков, главным образом, среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения.

Молодому человеку, а именно подростку, свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствованию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Они имеются лишь в потенциале. Психологи считают подростковый возраст особенно благоприятным для развития духовно нравственного потенциала.

При этом они исходят из следующих положений:

  • подросток становится автономной личностью. Он уже обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Школьником уже усвоены основные социальные нормы.
  • у подростка кардинально изменяется самосознание, у него возникает особый интимный личностный мир, который становится предметом его пристального интереса. Этот интерес к собственным интимным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой — к потребности принятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира (т.е. в принятии себя как личности) другими людьми. Работа подростка по поиску самотождественности предполагает взаимодействие, общение, коммуникацию с окружающими.

С учетом того, что подростковый возраст – это период развития и становления личностных черт человека, особое значение в этом периоде жизни ребенка придается процессу социализации.

Но проблема заключается в том, что в настоящее время, наряду с позитивными факторами социализации личности, существует и ряд негативных факторов, которые препятствуют развитию духовного потенциала подростка, а значит и осуществлению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Изучение теоретических источников в области социологии, философии, психологии и педагогики позволило установить факторы, которые оказывают воздействие на развитие нравственности подростков в условиях реформации российского социума.

Итак, к группе негативных факторов следует отнести:

– формирование во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент традиционной воспитательной системы общества;

– пагубное влияние на сознание подростков средств массовой информации;

– рост криминализации социума и распространение девиантных форм поведения;

– снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения вследствие ухудшения нравственно-психологической атмосферы в самом обществе;

– ослабление непреходящих педагогических ценностей, достижений исторического опыта воспитания;

– актуализация проблемы обеспечения социальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности подрастающего поколения, преодоления аморальных средств ее социализации.

К группе позитивных факторов относятся:

  • возрождение национального и этнического самосознания, религиозных традиций народов в общероссийском масштабе;
  • ярко проявляющаяся тенденция к диалогу культур на принципах толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в российском обществе;
  • возрастание влияния среды на нравственную социализацию личности;
  • формирование в обществе поколений людей, адаптированных к деятельности и социальным отношениям, морали транзитивного общества;

В реализации нравственного потенциала подростков психологи предлагают опираться на следующие положения.

1. Психологически обоснованной и педагогически оправданной является установка на формирование у подростков нравственных конструктов, занимающих доминирующее положение в структуре личности и определяющих их собственный моральный опыт.

2. Распространёнными способами нравственного воспитания подростков являются: организация групповой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества, активизация межличностного взаимодействия подростков, которое направлено на решение этических проблем, умение принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения.

3. В процессе разнообразной воспитательной деятельности с подростками формируются компоненты структуры поступка (морального выбора) и определяется стратегия и тактика нравственного поведения.

Нравственный потенциал у подрастающего поколения имеется, но его необходимо постоянно развивать. А развивать потенциал подростка можно лишь, включая его в разные виды педагогической деятельности.

1) В связи с этим, одним из условий развития духовного потенциала подростков является формирование коммуникативных навыков школьников. По мнению психологов, основой общей культуры личности являются именно коммуникативные навыки. Они помогают создать внутренний мир человека.

Психологи отмечают, что большая часть подростков в результате так называемого попутного общения (через средства массовой коммуникации, семью, сверстников, традиционное школьное обучение) не создают своего индивидуального стиля поведения как меры связи с людьми, природой, самим собой. При попутном общении человек усваивает лишь то, что связано с текущими потребностями и интересами, поэтому его результаты отрывочны и бессистемны. Необходимо специально организованное обучение детей общению.

Специальные занятия по культуре общения способствуют не только развитию познавательных и творческих возможностей школьников, но и формированию у подростков критического отношения к своей собственной речи. Развитие культуры речи школьников – есть неотъемлемая составляющая духовного воспитания.

2) Стремление подростка к самораскрытию своих возможностей, качеств укрепляется благодаря их участию в ролевых играх. Таким образом, следующим условием, раскрывающим духовный потенциал школьников, является организация такой деятельности, в которой подросток бы себя проявил. Такой деятельностью становится игра.

В игре подростки могут выразить свою потребность в активном, действенном самоутверждении. Замечено, что нравственное воспитание подростков осуществляется эффективней в ходе организации разнообразных социально-ориентированных игр с нравственным содержанием, которые способствуют развитию этической рефлексии подростков.

Не случайно игра занимает особое место в социокультурной жизни человека и общества. Игровая деятельность образует культурное пространство, в котором её участники свободно развиваются.

В игре присутствуют элементы дискурса – жесты, мимика, различные символы и предметы, что делает игру не только привлекательной, но и дедуктивной в плане полифонического развития нравственного сознания, приобретения нравственных качеств, усвоения моральных норм и поступков.

В играх реализуются индивидуальные потребности и способности. Игры обостряют личностные проявления и особенности подростков. Они выступают как формы поведения, подчинённого определённым правилам.

3) В подростковом возрасте из-за небольшого жизненного опыта молодые люди еще не умеют быстро и объективно оценить ту или иную жизненную проблему, у них еще не сформировалось умение разрешать конфликтные ситуации. Как раз этому подростков и нужно учить.

Постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями, формирующих умение эффективно разрешать конфликтообразующие ситуации, способствуют социализации личности подростка, а значит, и развитию у него культуры мышления, умения сделать нравственный выбор. Эпизоды и ситуации с нравственными коллизиями предполагают разрешение моральных противоречий.

Проигрывание эпизодов с нравственными коллизиями способствует развитию духовно-нравственных качеств подростков. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами: долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и т.д. У человека всегда есть выбор, и задача образования, т.е.

педагогов заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Способность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях является одной из основ нравственного развития личности подростка.

Истинная педагогика начинается с помощи человеку в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков школьников, вовлечение подростков в социально-ориентированные игры с нравственной направленностью, постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями – все эти предпосылки в совокупности выступают как средство формирования морального сознания и приобретения нравственного опыта.

Литература:

1. Петрова М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 675-677.

2. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. — С. 95–97.

3. Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения / В. Зикратов // Народное образование. — 2007. — № 8. — С. 232.

4. Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов // Классный руководитель. — 2001. — № 6. — С. 11..

Источник: https://infourok.ru/statya-osnovi-nravstvenogo-vospitaniya-uchaschihsya-podrostkov-1449158.html

Воспитание нравственности современного подростка

Нравственное воспитание подростков

Рыжкова Ирина ВячеславовнаАлексеева Лариса Андреевна

Учитель русского языка и литературы, МАОУ “СОШ № 17”, Белгородская область, г. Губкин
Учитель истории и обществознания, МАОУ “СОШ № 17”, Белгородская область, г. Губкин

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Рыжкова И.В., Алексеева Л.А. Воспитание нравственности современного подростка // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 11.03.2020).

Заказ № 132300

В последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально-экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения.

Размытость нравственных идеалов, идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников.

Причем проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей, но и детей более младшего возраста.

Воспитание – одна из основных категорий педагогики, тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому – его многозначность.

Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д.

Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.

Определяя объем понятия воспитание, многие исследователи выделяют:

  1. воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие общества на человека в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;
  2. воспитание в широком педагогическом смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
  3. воспитание в узком педагогическом смысле, а именно – воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
  4. воспитание в еще более узком значении – решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.)

Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; нарастание экономической нестабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности и др.

Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.

За последние годы снижена воспитательная функция школы. До сих пор повышение роли школы в деле воспитания лишь декларируется в концептуальных и нормативных документах, не находя практической реализации в работе образовательных учреждений.

Сегодня целью воспитания школьниковдолжно быть создание условий для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

На новый период развития школы педагогический коллектив считает важным для себя следующие идеи:

Идея развития. Основной смысл педагогического процесса – развитие ученика, его творческой индивидуальности в учебно-воспитательном процессе и на дополнительных образовательных маршрутах. Идея развития подразумевает и развитие личности педагогов, а также развитие педагогической системы школы в целом.

Идея творчества. Творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры и освоение способа существования в современном мире. Для реализации этой идеи создается атмосфера, стимулирующая всех субъектов образовательного процесса к творчеству. Творчество пронизывает всю их жизнедеятельность.

Идея сотрудничества основана на партнерских отношениях субъектов воспитательной системы. Совместное бытие детей и взрослых обеспечивает творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности: от выдвижения цели до оценки результатов.

Идея выбора и ответственности.

Эта идея реализуется в предоставлении ученику и учителю возможности выбора образовательных маршрутов (на уровне содержания, методики, темпа, сложности, партнера и т.д.

) для удовлетворения интересов, развития способностей, творческой самореализации. И воспитанники, и педагоги свободны и ответственны в актах самоосуществления и «строительства» собственной личности.

Идея открытости. Школа открыта для широких социальных связей: с творческой интеллигенцией, представителями науки, политики, различными творческими объединениями. Идея открытости образования заключается и в том, что не ребенок адаптируется к имеющимся условиям, а условия проектируются с адаптацией на особенности ребенка.

Главным направлением в развитии школы в современных условиях должно стать создание целостной воспитательной системы. Как показали исследования Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.А.

Селивановой, воспитательная система представляет собой целостный социальный организм, который функционирует при условии взаимодействия основных компонентов воспитания и обладает такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. При этом она должна отвечать таким базовым требованиям, как: 

  1. Гуманистический стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса.
  2. Разумная дисциплина и порядок.
  3. Возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых.
  4. Демократические принципы управления учреждением.

Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов: субъектов, целей, системообразующей деятельности, отношений, управления.

При построении воспитательной системы моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Педагоги справедливо считают, что в воспитании нет мелочей; на сознание, чувства, волю ребенка так или иначе воздействует все, что его окружает.

И эффективность усилий воспитателя в значительной мере зависит от того, насколько он учитывает и сам организует воздействие окружающей действительности на детей.

Поэтому очень важно создать и поддерживать поистине воспитывающую атмосферу в семье, подчиняя в разумных пределах интересам формирования личности ребенка как взаимоотношения старших, так и их домашние занятия, разговоры в его присутствии, совместное проведение досуга и т. д.

Действенную помощь в воспитании детей оказывают добрые семейные традиции, передающиеся из поколения в поколение. Среди них – уважение к старшим, забота о младших, самообслуживание, взаимопомощь, коллективный труд на общую пользу и другие.

Огромную роль в воспитании играет непосредственное духовное общение родителей с ребенком.

Это и коллективные трудовые занятия, и совместные игры, развлечения, прогулки, и семейное чтение, и задушевные беседы по различным вопросам, представляющим взаимный интерес.

Такие контакты помогают развивать и укреплять дружеские отношения родителей и детей, лучше узнавать друг друга; старшим они позволяют влиять на младших в нужном направлении.

Следует особо подчеркнуть роль личного примера родителей в формировании личности ребенка: ведь воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные знания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям.

Если родители серьезно намерены воспитать детей хорошими, высоконравственными людьми, то их повседневный личный пример должен отвечать этим намерениям. Не случайно Л. Н. Толстой настойчиво утверждал, что «воспитание детей есть только самосовершенствование» воспитателей. 

Очень важно, чтобы слово взрослого подкреплялось делом; отсутствие единства слова и дела у воспитателей подрывает не только их авторитет в глазах воспитанника, но и вообще веру в людей, их честность и добропорядочность.

В своих усилиях по формированию личности ребенка родители отнюдь не одиноки. Их воспитательная деятельность, когда дети становятся школьниками, дополняется целенаправленным влиянием педагогов.

В связи с этим важное значение приобретает тесное сотрудничество семьи и школы.

В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы записано: «Повышение эффективности воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов».

Родители, знакомя учителей с особенностями своих детей, их интересами и склонностями, со сложившимися взаимоотношениями в семье и т. п., тем самым создают благоприятные предпосылки для более плодотворного воспитательного воздействия школы на ребенка, для оказания действенной помощи в семейном воспитании.

Кроме того, сами отец и мать школьника имеют возможность внести свой вклад в работу педагогов по обучению и воспитанию детей: помочь в оборудовании классной комнаты или учебного кабинета, организовать кружок, принять участие в проведении экскурсии или похода, выступить перед ребятами с беседой или лекцией и т. п.

Сотрудничество, взаимопомощь семьи и школы, принося пользу и родителям, и учителям, в конечном счете служат интересам успешного воспитания подрастающего поколения. 

Таким образом, воспитание – не только наука, но и искусство, оно, с одной стороны, предполагает творческий подход и широкую инициативу, большую изобретательность, находчивость, гибкость, а с другой – предоставляет богатейшие возможности для такого творчества, для успешного поиска самых оптимальных решений. На протяжении развития человечества воспитание играло важную роль в становлении личности. На различных этапах развития государства цели и методы воспитания менялись, но общей целью оставалась и остаётся воспитание личности, самореализующейся в государственных условиях данного периода. 

Литература:

  1. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России. М.: Иц, 2008. 82 с.
  2. Зимняя И.А. Цель – идеал воспитания в дополнительном образовании детей в современной России // материалы научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в России: состояние и перспективы развития в 21 веке». М., 2000. 102 с.
  3. Морозова Н.А. Дополнительное образование в современных концепциях воспитания. Ярославль: Мысль, 2000. 171с.
  4. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. Культурно-историческая педагогика. М., 2011. 351 с.

Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/1309-vospitanie-nravstvennosti-sovremennogo-podrostka/

Проблемы нравственного воспитания подростков

Нравственное воспитание подростков

Проблема воспитания подростков связана с тем, что подростковый возраст является для человека переходным. В возрасте двенадцати-четырнадцати лет у ребенка происходит перестройка всего организма, появляются вторичные половые признаки, у мальчиков ломается голос, у девочек наступают периоды менструаций.

Все это для ребенка, как правило, является полной неожиданностью, и сказывается на его психическом состоянии. Очень часто в этот период у подростков наступает депрессивное состояние, может проявляться беспричинное беспокойство, агрессия.

В этот период некоторые подростки начинают пробовать “запретные плоды” взрослой жизни – алкоголь, секс, наркотики.

Кроме того, этот период выпадает на выпускной период неполного среднего образования, что требует от подростка активного усвоения знаний для подготовки к экзаменам. В этот же период подросток должен определиться с выбором будущей профессии, чтобы решить для себя, стоит ли учиться дальше или следует поступить в начальное или среднее профессиональное учебное заведение.

Для учителей и родителей этот период является не менее сложным.

Постоянные перебранки на повышенных тонах из-за непонимания, неуважения, максимализма и циничности подростков вызывают у взрослых людей ответную и не всегда адекватную реакцию, что способствует различным разбирательствам, вплоть до суда.

В этот период для педагога очень важно сохранить свой авторитет и позитивное отношение к себе своих учеников. Ради этого придется пожертвовать своим временем и уделить подросткам больше внимания, чтобы понять их чувства и настроение.

Многие педагоги огульно обвиняют подростков в социальном инфантилизме, скептицизме и иждивенческих настроениях.

Однако надо понимать, что подросток в таком возрасте еще не является полноценной, социально ответственной личностью, ведь он только вчера был простым ребенком, к которому не предъявлялось никаких особых требований.

Отсюда следует, что необходима предварительная нравственная подготовка подростков к этому сложному этапу в его развитии.

Целостный и противоречивый диалектически процесс нравственного воспитания исходит из принципов жизни со всеми ее идеалами и недостатками, требующими от человека недюжинного самообладания и силы воли.

Главными целями и задачами нравственного воспитания является преодоление противоречий между личностью ребенка, его самоутверждением и реальной жизнью.

От того, какие качества приобретет школьник в процессе воспитания, хорошие или плохие, сможет ли он правильно выйти из сложной жизненной ситуации, каким будет его нравственный выбор, какие он совершает поступки, зависит и то, какой он станет в конечном итоге личностью для общества.

Нравственное воспитание подростков должно быть необходимым компонентом образовательного процесса, поскольку школа для ребенка является той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обуславливает его ценностные ориентации. Очень важно, чтобы все компоненты воспитательного и образовательного процесса были пронизаны нравственным содержанием.

В качестве главной задачи воспитательного процесса выступает воспитание в школьнике самостоятельности в принятии решений, способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Эту задачу ставили перед педагогами мыслители Древней Греции – Аристотель и Демокрит, советские исследователи – А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и И.Ф. Харламов, Н.И. Болдырев, а также российские ученые – Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, И.П. Подласый и Л.Г. Григорович.

Каждый из них внес свою лепту в формирование методики нравственного воспитания.

Этика как наука о нравственном аспекте жизненных позиций личности в обществе, о взаимоотношениях между людьми, моральных принципах и традициях, способствует разъяснению значения нравственного воспитания для становления социально значимой личности.

Этические беседы с подростками необходимо проводить регулярно и как можно чаще, однако не следует превращать такие беседы в монолог учителя, который воспринимается как назидательные наставления.

Между учителем и учениками должна быть именно беседа, причем открытая, с возможностью высказать каждым ее участником свое личное мнение и аргументировать свое высказывание.

При этом необходимо приучить подростков уважать мнение собеседников, а для этого учитель должен сам внимательно выслушать каждого ученика до конца, не прерывая его на полуслове. Уважение учеников к словам учителя только в том случае может быть достигнуто, когда оно будет взаимным.

Недостатки и недочеты семейного воспитания в подростковом возрасте могут проявиться особенно явно, поэтому с родителями также необходимо регулярно проводить этические беседы, разъясняя основные принципы нравственного воспитания и его значения для формирования всесторонне развитой, целостной личности.

Источник: https://vuzlit.ru/453518/problemy_nravstvennogo_vospitaniya_podrostkov

ПоликлиникаОнлайн
Добавить комментарий